ИЗУЧАЕМ АНГЛИЙСКИЙ В СОБСТВЕННОМ ТЕМПЕ
Каждый, изучавший английский язык, наверняка помнит, как нелегко даются звуки чужой речи. Это неудивительно: нужно распознавать на слух и артикулировать новые звуки, большинство из которых существенно отличаются от звуков родного языка, усвоить иную интонацию, научиться правильно ставить ударение в слове, фразе и т.п.
Все эти трудности не уменьшаются, а пожалуй, умножаются при переходе к овладению чтением. Большинство из 26 букв английского алфавита “вынуждены” читаться по-разному в разных сочетаниях и позициях, чтобы передать 44 звука.
Полноценная устная речь на иностранном языке немыслима без отработанного до автоматизма произношения, которое позволяет говорящему не задумываться о том, как артикулировать отдельный звук. Особенно это важно в тех случаях, когда качество звука несущественное для русского языка (например, долгота звука) имеет смыслоразличительные свойства и может привести к искажению смысла в иностранном: [sit]-[si:t] или [bit]-[bi:t].
В большинстве учебных курсов по английскому языку предусматривается значительное количество тренировочных упражнений, чтобы довести формируемые произносительные навыки до автоматизма.
Однако как характер, так и темп овладения произносительными навыками и правилами чтения весьма индивидуальны. Они зависят от ряда факторов, в числе которых возраст, способность к восприятию и воспроизведению звуков, специфические особенности памяти, мышления и др.
Одной из самых эффективных форм обучения произношению после овладения учащимися ориентировочными основами действия (например, через объяснение характера звука или интонации, прослушивание эталона) является индивидуальная тренировка в распознавании и воспроизведении звуков иностранного языка в изолированном виде и в контексте. Она позволяет учащемуся выбрать нужный темп и частоту тренировки, определить требуемое ему число повторений и продолжительность тренировки.
При этом существенным является вопрос контроля за качеством формируемых произносительных навыков. Если при занятиях в группе за правильностью речи учащихся следит учитель, то при индивидуальных занятиях учащийся для самоконтроля может записать свою речь на магнитную ленту и сравнить ее с эталонным звучанием. Однако, и в том и в другом случае контроль носит несколько субъективный характер.
Прекрасные возможности для преодоления этих трудностей дает программа “Профессор Хиг-гинс”. Прежде всего учащийся слышит эталонную речь, так называемый акцент “Би-Би-Си” или “Оксбрижд”, который признается нормой формальной речи на английском радио и телевидении. Владея им, вы можете быть уверены, что вас поймут в любой англоговорящей среде.
Занятия по курсу позволяют увидеть на экране сходство и различия в звучании эталона и собственной речи (рис. 1). Сравнивая график звучания своей речи с речью носителя языка, учащийся может не только услышать, но и увидеть свои успехи и промахи: интенсивность звучания, долготу звуков, необходимость придыхания перед произнесением отдельных согласных, отсутствие оглушения согласных в конце слов и т.д. Причем, добиваться правильного звучания можно самостоятельно, затрачивая на это столько времени и попыток, сколько необходимо.
В организации учебного материала соблюдается дидактический принцип от “простого к сложному”, “от легкого к трудному”. Программа “ведет” от звука к слову, от слова к фразе и от фразы к сверхфразовому единству (рис. 2).
Все действия расписаны пошагово и подробно изложены в “Руководстве пользователя”, прилагаемом к диску. Поэтому программа может быть успешно использована как начинающим изучать английский, так и человеком, уже имеющим некоторый опыт. Соответственно, начинающему рекомендуется пройти весь курс фонетики с начала до конца. Если же пользователь владеет знаниями о звуках, буквах, буквосочетаниях английского языка, то ему не помешает скорректировать свои произносительные навыки и отшлифовать речевые умения, перейдя сразу к разделам “Диалоги”, “Поговорки”, “Скороговорки”.
Особого упоминания заслуживает раздел “Диалоги”, где учащийся может найти материал, связанный с одной из тем, указанных в меню раздела, например, “Покупки”, “Дом”, “Телефон” и др. Диалоги сопровождаются переводом каждой из реплик на русский язык, а также графиком звучания, который поможет овладеть интонацией данной реплики. Тексты диалогов написаны и озвучены носителем языка поэтому гарантируют полную аутентичность речевого материала.
Разделы “Поговорки” и “Скороговорки” предназначены для обогащения словарного запаса и увеличения темпа речи. Скороговорки, например, можно слушать на трех скоростях, постепенно ускоряя темп собственной речи. Как известно, темп речи, приближающийся к скорости естественной речи англичан, также может служить показателем успеха в овладении иностранным языком (рис. 3).
Большую помощь может оказать раздел курса “Справка по теории”. Туда следует обращаться в случаях, когда неясно, как именно артикулируется какой-то конкретный звук английского языка, как читается буква или сочетание букв в том или ином окружении. Программа выдаст не только соответствующее лингвистическое определение, но и покажет схему органов речи, положение языка и губ в момент произнесения данного звука.
Процесс корректировки произношения с помощью графика не только полезен, но и увлекателен. Поработав с программой несколько минут, вы почувствуете настоящий азарт, желание воспроизвести график нужной формы, регулируя свой голос и интонацию. В “Руководстве...” дается описание всех возможных вариантов ошибок, которые вы увидите на графике и объясняются пути их устранения.
Помимо этого имеется возможность одновременно с обучением устной речи формировать навыки чтения и письменной речи, что делает программу “Профессор Хиггинс” многофункциональной. Так, раздел “Диктант” предназначен для того, чтобы обучить правильно распознавать отдельные лексические единицы на слух и правильно их писать (рис.4). Как известно, английский язык славится частым несовпадением графического и звукового образов слова, поэтому данный раздел может быть особенно полезен людям с несовершенной зрительной памятью, а также на этапе подготовки к обучению чтению. Ведь читая текст, человек обязательно внутренне его проговаривает, поэтому одновременное запоминание написания и звучания слова оказывает неоценимую помощь при обучении чтению.
Программа “Профессор Хиггинс” содержит также курс по грамматике английского языка, который может быть использован как справочный материал, хорошо проиллюстрированный примерами и снабженный упражнениями.
Несомненное достоинство курса грамматики заключается в том, что каждый из его 130 уроков курса посвящен одному из достаточно дробных грамматических разделов. Уроки состоят из двух частей: объяснения данной грамматической конструкции и нескольких подстановочных упражнений. Уроки можно выбирать произвольно с учетом их необходимости в процессе обучения.
Программа позволяет ученику проверять себя в процессе выполнения упражнений: правильный ответ “принимается” компьютером. Если же ответ неверен, то ученик имеет право еще на две попытки, после чего компьютер сам подсказывает верный ответ.
Этот грамматический раздел удобен для использования не только в процессе индивидуальных занятий, но и во время занятий группы в компьютерном классе. Учитель может легко контролировать работу нескольких учеников, так как ошибочные ответы учащихся высвечиваются на дисплее другим цветом, а в конце работы учитель и ученик получают информацию о количестве допущенных ошибок и времени, затраченном на работу.
Программа “Профессор Хиггинс” рассчитана на любого, кто проявляет интерес к изучению английского языка. Ее можно эффективно использовать в любом школьном возрасте при условии, что дети знакомы с наиболее употребительной лингвистической терминологией на родном языке, а также в обучении студентов и взрослых. С ее помощью можно формировать, совершенствовать и корректировать произносительные навыки на английском языке, систематизировать и восполнять пробелы в грамматических знаниях.
Особенно эффективным представляется использование программы как дополнительного справочного и обучающего средства в процессе систематического обучения по какому-либо из существующих курсов для средней и высшей школы. Поэтому в настоящее время предпринимается попытка создания варианта программы в дополнение к учебно-методическому комплекту для общеобразовательной начальной школы “Enjoy English”.
Естественно, что “Enjoy English with Professor Higgins” планируется построить на лексико-грам-матическом материале основного учебника, и он будет содержать, помимо словаря и грамматического справочника, упражнения тренировочного и речевого характера.
Мультимедиа программа “Профессор Хиггинс. Английский без Мультимедиа программа “Профессор Хиггинс.Английский без акцента!” (версия для Windows 95 и выше), разработанная и выпускаемая фирмой “ИстраСофт”, предназначена для обучения фонетике и грамматике. Оригинальная методика коррекции произношения не только на слух, но и по графику на экране монитора, обширный теоретический материал, удобный справочный аппарат, обилие практических упражнений, эталонное кембриджское произношение, - все это делает программу эффективным учебным пособием при обучении по любому из существующих курсов для средней и высшей школы.
Мерем Биболетова
канд. пед. наук Москва, Институт общего среднего образования РАО